«…Венеция XVIII века – предприимчивая горожанка, кокетливая модница, актриса и поэтесса, хозяйка кафе…»

Надежда Чамина, из статьи «Город женщин», издание «Под маской Венеции», 2020


Выставка «Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное»

8 февраля – 1 июня 2025


Выставочный зал «Синтез» Культурного центра «Михалково» представляет новый проект «Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное», посвящённый уникальному культурному явлению – Венецианскому карнавалу.


Народная карнавальная традиция сложилась в период поздней античности и воспевалась ещё в древнеримской литературе. Карнавал был учреждён в конце XI века и непрерывно проводился семьсот лет, до падения Венецианской республики в 1797 году. Но маски появились с XIII столетия.

Это был изысканный праздник искусств. В то время возобновлялся театральный сезон, а виртуозные пиротехники создавали яркие фейерверки над городом. Венецианцы наряжались в образы commedia dell‘arte (комедия масок). Карнавал ассоциировался с volto (лик, маска). По улицам Венеции шествовал маскарад. Женщины надевали чёрные маски, а мужчины – белые.

Философ и культуролог Клод Леви-Строс писал, что маска не только изображает, она изменяет смысл образа, является мифом. Маска, как ритуальная, представляющая собой воплощение первобытной культуры, так и театральная, наделяет человека загадочными и мистическими свойствами. Карнавальная маска – это символ тайн и отражение эпохи, образа жизни независимой Венецианской республики. Уникальность каждой маски в том, что никто, кроме её хозяина, никогда не смог бы её надеть. Маска была предназначена не для утаения личности, а для возможности свободно общаться с представителями разных слоев общества. Маска стирала сословные границы.

«Маска не существует сама по себе; она предполагает другие маски, всегда присутствующие у неё по сторонам, реальные либо возможные, которые могли бы быть избраны для того, чтобы заместить её собою».

Клод Леви-Строс


В XVIII веке Венеция наблюдала последнее прекрасное зрелище итальянской комедии масок. После наступления армии Наполеона и падения Венецианской республики карнавал был запрещён. Лишь в 1979 году, спустя почти два столетия, величественный праздник Венецианский Карнавал был возрождён для популяризации истории и культуры Венеции. Ежегодно карнавальное шествие захватывает весь город, центром праздника становится венецианская площадь Сан-Марко.С 2008 года карнавал коммерциализирован и назван Venice Events Limited.


Маска становится бесконечным источником вдохновения и художественным образом в произведениях многих мастеров в разные времена и эпохи. Для венецианского живописца эпохи барокко Пьетро Лонги (1702–1785), маска была главным художественным мотивом. Его картины, бесспорные шедевры, запечатлели моменты частной жизни Венеции XVIII века.

Родившийся в Венецианской республике Антонио Вивальди (1678 – 1741) черпал свое вдохновение в неистовом вихре венецианских карнавалов с поющими гондольерами и музыкой, звучащей из каждой лодки на Большом канале. Творческий взлет автора цикла «Времена года» и его знаменитые концерты, гремевшие по всей Европе, совпали по времени с триумфальным для Венеции расцветом инструментальной музыки.

В век масок жил легендарный венецианский драматург Карло Гольдони (1707–1793). В атмосфере вечной комедии было всё, чтобы создать немецкого романтика и основоположника жанра фэнтези Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822). Спустя ещё век маска воплощается в волшебный дар поэту от Великого Короля в философии аргентинского прозаика и фантазийного авангардиста Хорхе Луиса Борхеса (1899–1986).

В своих произведениях художники нередко соединяют ритуальную, театральную и карнавальную маски, проявляют интерес к искусству масок Африки, Океании и Индонезии. В современном искусстве фотографии маска появляется в одном кадре вместе с реальным человеческим лицом в культовой фотографии Ман Рэя «Чёрное и белое» (1926).
«На нашей выставке мы хотели показать связь между культурным наследием Венецианского карнавала и работами современных фотографов».
Куратор проекта Светлана Садыгова

Выставка «Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное» объединяет работы современных российских и зарубежных фотохудожников: Ольги Мичи (Россия), Андрея Чежина (Россия), Тонино Семераро (Италия) и Арслана Сюкана (Турция). В фокусе их объективов – разнообразие карнавальных масок XXI века и атмосфера праздничной Венеции.

К проекту «Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное» современная художница Мария Алигожина и саунд-дизайнер Мариам Садыгова создали видеоэссе «Путешествие в Венецию». Авторская анимация и музыка, вдохновленная мотивами «Венецианского карнавала» (1829) Никколо Паганини и созданная при помощи ИИ, переносят нас из Усадьбы Михалково в Венецию XVIII века.


О ФОТОГРАФАХ


Выставка «Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное» открывается фотографией Ольги Мичи «Празднество карнавала» (2019). Это работа из серии «Лицо божества» (2019–2020). В основу проекта легли фотографические изображения масок и скульптур разных эпох – от первобытных времён до настоящего времени. В своих работах Мичи использует высокотехнологичные средства компьютерной обработки. Ольга Мичи – путешественница и фотограф, одна из основательниц центра визуальной культуры Bèton в Москве.

На выставке представлены четыре фотографии Андрея Чежина «Венеция» из серии «Руанские соборы» (2004–2024), вдохновленные искусством импрессионистов. Фотограф снимает на плёнку и печатает снимки «ручным способом», применяя в качестве художественных приемов тонировку, многократную экспозицию и печать с нескольких негативов, получая при этом неожиданные визуальные эффекты. Андрей Чежин – директор галереи «ФОТО» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки» в Санкт-Петербурге, автор 90 персональных выставок и участник 180 групповых проектов в России и за рубежом.

Сразу 10 работ из разных циклов итальянского фотохудожника Тонино Семераро представлены на выставке «Лики. Маски. Венецианский карнавал: избранное» в Культурном центре «Михалково» и экспонируются в России впервые. В коллекцию работ Семераро входит серия из 50 фотографий «Глаза под маской» (2009). На снимках запечатлён необыкновенный Венецианский карнавал. В 2012 году проект был представлен в Музыкальном театре Рима Teatro Golden. Ещё одна фоторабота с выставки – «Оммаж Климту» (2008), она напоминает зрителю знаменитое полотно австрийского художника, основоположника венского модерна Густава Климта «Джудит I» 1901 года. Это фото было представлена на выставке Тонино Семераро «Энергия внутреннего света» в 2008 году в Риме. Свои экспериментальные творческие замыслы фотограф реализует, применяя разнообразные технические приёмы: световые и цифровые манипуляции, двойное экспонирование.

В истории искусств мотив маски – это не только культурный код, сакральный символ и обязательный атрибут традиционного маскарада, но ещё и элемент красоты. Маска возвращается к нам как модный тренд, дополняющий элегантные образы на фестивалях и показах. Подтверждение тому – работа турецкого фотографа Арслана Сюкана «Без названия 10 (Париж)» 2010 года, которой завершается выставка. Фотография экспонируется в России впервые. Автор живёт и работает в Стамбуле и Нью-Йорке. Многогранный художник обучался дизайну интерьера и фотографии.