К фотографии витражей в базилике Сен-Дени (2013):

Ключевой богословской идеей готической архитектуры является материальная репрезентация фаворского света (от названия горы Фавор, где произошло Преображение Господне). Фаворский свет в готике не просто метафора, но практическая богословская программа, реализованная в камне и стекле.
В христианском богословии, особенно в восточной патристике (у Григория Паламы), фаворский свет – это нетварный, Божественный свет, доступный для восприятия человеком. В Евангелиях говорится: лицо Иисуса Христа «просияло как солнце, одежды Его сделались белыми как свет» (Мф. 17:2). Этот свет был не внешним, а исходил изнутри Самого Христа, являя Его Божественную природу.
Готический собор стал материальным инструментом для воссоздания и переживания этого опыта. Архитекторы и теологи (в первую очередь аббат Сугерий, заказчик базилики Сен-Дени) видели здесь главное средство для соединения земного и небесного. Благодаря системе стрельчатых сводов и внешних опор (аркбутанов и контрфорсов), средневековым архитекторам удалось освободить пространство стены под большие оконные проемы и воплотить в жизнь идею фаворского света.