В столичной Галерее Люмьер проходит выставка «Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд». Все работы здесь — из коллекции Культурного центра «Михалково», открывшегося в 2024 году в одноименной усадьбе на севере Москвы.
В прошлом году мир с размахом отмечал 100-летие сюрреализма. Главная выставка открылась в Центре Помпиду: включавшая в себя 500 работ, в том числе вещи Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста, она представила сюрреализм во всем многообразии. Теперь эстафету подхватила Москва. На выставке «Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд» в Галерее Люмьер представлен триптих Ман Рэя, отпечатанный еще при жизни мэтра, — он участвовал в выставке в Помпиду. Московский проект получился камерным, зато насыщенным. Снимки Хорста П. Хорста, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Стива Шапиро и Шейлы Мецнер показывают, как сюрреалистическая живопись влияла на художественную фотографию, а та в свою очередь — на глянец.
Основатель и креативный директор Культурного центра «Михалково», коллекционер Светлана Садыгова представила в рамках выставки свою книгу «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Светлана рассказала «Культуре» об увлечении фотографией, методе Ман Рэя и о том, как развивать культурную институцию за пределами центра столицы.
В прошлом году мир с размахом отмечал 100-летие сюрреализма. Главная выставка открылась в Центре Помпиду: включавшая в себя 500 работ, в том числе вещи Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста, она представила сюрреализм во всем многообразии. Теперь эстафету подхватила Москва. На выставке «Частный выбор. Ман Рэй, Кертес, Блюменфельд» в Галерее Люмьер представлен триптих Ман Рэя, отпечатанный еще при жизни мэтра, — он участвовал в выставке в Помпиду. Московский проект получился камерным, зато насыщенным. Снимки Хорста П. Хорста, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Стива Шапиро и Шейлы Мецнер показывают, как сюрреалистическая живопись влияла на художественную фотографию, а та в свою очередь — на глянец.
Основатель и креативный директор Культурного центра «Михалково», коллекционер Светлана Садыгова представила в рамках выставки свою книгу «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя». Светлана рассказала «Культуре» об увлечении фотографией, методе Ман Рэя и о том, как развивать культурную институцию за пределами центра столицы.
— Как возник замысел книги?
— Во времена учебы в институте я часто посещала Московский дом фотографии: один из наших преподавателей читал там лекции по массовой культуре. Это помогло мне сформировать насмотренность. А Ман Рэем заинтересовалась после обращения к книге Владимира Левашова «Лекции по истории фотографии», где описывались технические приемы, используемые фотографами: методы соляризации, рэйографии. Когда я увидела работы Ман Рэя, поняла — это «мой» художник. Несколько лет я занималась подборкой сюрреалистических фотографий для своей коллекции. Потом появилась идея создания выставки. Одновременно с этим возник замысел о публикации книги «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя», в основу которой легла моя студенческая работа.
— Почему книга посвящена женским образам?
— Это одна из ключевых тем в творчестве Ман Рэя. Изначально он хотел посвятить себя живописи, а фотографией занимался ради заработка. В 1921 году фотохудожник переехал из Нью-Йорка в Париж, делал портреты на заказ. И вскоре начал получать предложения от модных журналов. В начале 1920-х Рэй увлекся сюрреализмом. Его возлюбленной и моделью в то время была Алиса Прен — знаменитая Кики де Монпарнас, певица и художница, позировавшая многим сюрреалистам и представителям Парижской школы. Именно ее образ мы видим на знаменитом сюрреалистическом снимке Ман Рэя «Скрипка Энгра» (1924). Потом его подругой стала Ли Миллер: она также появляется на многих фотографиях. В том числе на тех, где Ман Рэй использовал метод фрагментарности — изображения частей лица или тела, например, губ. Ли Миллер была его ассистентом, а впоследствии (в 1932 году они расстались) стала известным фотографом. Ман Рэй также много снимал свою вторую жену Джульетту Браунер. После смерти Ман Рэя в 1976-м Джульетта приложила немало усилий, чтобы сохранить его наследие: учредила фонд, а также передала многие работы музеям.
— Вы связывались с Фондом Ман Рэя, когда работали над книгой?
— Коммуникацию осуществляла Наталья Эдуардовна (Григорьева-Литвинская, основатель Галереи Люмьер. — «Культура») и сотрудники Галереи Люмьер. Важно было получить права на изображения: без этих фотографий книга смотрелась бы совсем иначе.
— Какие вещи Ман Рэя есть у вас в коллекции?
— Триптих с манекенами, участвовавший в Международной выставке сюрреализма в Париже 1938 года. Сейчас фотографии представлены на выставке в Галерее Люмьер, а также воспроизведены в книге.
— Во времена учебы в институте я часто посещала Московский дом фотографии: один из наших преподавателей читал там лекции по массовой культуре. Это помогло мне сформировать насмотренность. А Ман Рэем заинтересовалась после обращения к книге Владимира Левашова «Лекции по истории фотографии», где описывались технические приемы, используемые фотографами: методы соляризации, рэйографии. Когда я увидела работы Ман Рэя, поняла — это «мой» художник. Несколько лет я занималась подборкой сюрреалистических фотографий для своей коллекции. Потом появилась идея создания выставки. Одновременно с этим возник замысел о публикации книги «Женские образы в сюрреалистических фотографиях Ман Рэя», в основу которой легла моя студенческая работа.
— Почему книга посвящена женским образам?
— Это одна из ключевых тем в творчестве Ман Рэя. Изначально он хотел посвятить себя живописи, а фотографией занимался ради заработка. В 1921 году фотохудожник переехал из Нью-Йорка в Париж, делал портреты на заказ. И вскоре начал получать предложения от модных журналов. В начале 1920-х Рэй увлекся сюрреализмом. Его возлюбленной и моделью в то время была Алиса Прен — знаменитая Кики де Монпарнас, певица и художница, позировавшая многим сюрреалистам и представителям Парижской школы. Именно ее образ мы видим на знаменитом сюрреалистическом снимке Ман Рэя «Скрипка Энгра» (1924). Потом его подругой стала Ли Миллер: она также появляется на многих фотографиях. В том числе на тех, где Ман Рэй использовал метод фрагментарности — изображения частей лица или тела, например, губ. Ли Миллер была его ассистентом, а впоследствии (в 1932 году они расстались) стала известным фотографом. Ман Рэй также много снимал свою вторую жену Джульетту Браунер. После смерти Ман Рэя в 1976-м Джульетта приложила немало усилий, чтобы сохранить его наследие: учредила фонд, а также передала многие работы музеям.
— Вы связывались с Фондом Ман Рэя, когда работали над книгой?
— Коммуникацию осуществляла Наталья Эдуардовна (Григорьева-Литвинская, основатель Галереи Люмьер. — «Культура») и сотрудники Галереи Люмьер. Важно было получить права на изображения: без этих фотографий книга смотрелась бы совсем иначе.
— Какие вещи Ман Рэя есть у вас в коллекции?
— Триптих с манекенами, участвовавший в Международной выставке сюрреализма в Париже 1938 года. Сейчас фотографии представлены на выставке в Галерее Люмьер, а также воспроизведены в книге.