7 сентября 2024 года в дни празднования 877-летия Москвы состоялось торжественное открытие культурного центра «Михалково» – новой экспозиционно-образовательной площадки, организованной в одном из флигелей бывшей усадьбы Михалково под кураторством основателя и креативного директора КЦ – Светланы Садыговой. За короткий срок объединив и возглавив опытную команду профессионалов, Светлана реализовала задачу создать на базе усадьбы не просто музей, а общественно-культурное пространство в разрезе современной действительности, привлекающее внимание и вызывающее интерес посетителей. Площадка Культурного центра «Михалково» – особая среда, созданная для знакомства и взаимодействия с искусством, где пересекаются уникальная архитектура, историческое наследие, современность и взаимосвязь с широкой публикой.
В пространстве представлено две выставки: расположенная на первом этаже музейная экспозиция об истории усадьбы и её владельцев, включающая в себя два блока: посвященный дворянской эпохе и периоду, когда при усадьбе развивалась суконная мануфактура, а также персональная выставка архитектурной фотографии Алексея Народицкого «Михалково в ожерелье московских усадеб», расположившаяся на втором этаже флигеля в выставочном зале «Синтез». Куратором выставки выступил – Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум», сооснователь и главный редактор международного регионального журнала об архитектуре и дизайне «Проект Балтия», куратор санкт-петербургской архитектурной фотогалереи «Точка». Этот проект является результатом совместной работы московского культурного центра и архитектурной галереи «северной столицы». Наблюдая за развитием творчества Алексея Народицкого, по-новому открывается взгляд на ландшафтную архитектуру и урбанистическое пространство московских усадеб, фотограф действует сквозь «объектив» культурной традиции, помогая фокусировать внимание на важнейших архитектурных нюансах. Экспозиция включает в себя фотографии усадеб Михалково, Кузьминки, Знаменское-Садки, Кусково, Петровско-Разумовское. Все эти памятники архитектуры равно интересны в своей исторической ценности. Симбиоз работы фотографа и куратора передает наиболее характерные и вдохновляющие черты московских усадеб.
В своей вступительной речи на пресс-конференции, посвящённой открытию, основатель и креативный директор московского Культурного центра «Михалково» – Светлана Садыгова – подробнее рассказала о создании выставочного комплекса и о культурном «оживлении» усадьбы: «Вместе с реставрацией флигеля мы решили вдохнуть новую жизнь в Михалково и на ее основе создать уникальную творческую платформу. На мой взгляд, фотография сейчас – это референция к современной культуре. Подпитанная современной философией, она стремится к междисциплинарным и межкультурным взаимодействиям с другими культурными областями. Тщательно продумывая концепцию проекта, я стремилась создать единое живое пространство, в котором формируется и развивается не только современная культура, но и содержится историческое наследие, остающееся актуальным в будущем, поэтому мы разместили в одном из флигелей усадьбы историческую экспозицию на первом этаже, коллекцию современной фотографии на втором и третьем этажах культурного центра, а также на третьем этаже располагается авторский проект музыкального продюсера и саунд-дизайнера Мариам Садыговой – библиотека винила «Chill Vinyl», представляющая собой мультиформатную площадку, где можно «окунуться» в атмосферу культуры винила и познакомиться с разными музыкальными жанрами и исполнителями».
Следующим спикером выступила Мариам Садыгова, отметив важность доступности коллекции винила: «Библиотеку винила мы собираемся пополнять дальше, сделать ее доступной для всех. Здесь нет ограничений в возрасте – винил многогранен: от классики, инструментальных композиций до современного эмбиента и популярных треков. Пластинки созданы, чтобы к ним можно было прикоснуться – и физически, и эмоционально, – как это было и раньше, когда вся музыка выпускалась на аналоговых носителях. Сейчас в библиотеке – около 300 позиций».
Куратор выставки Владимир Фролов, развивая тему архитектуры усадеб, подчеркнул, что для Петербурга она тоже актуальна – и отражает общность наших культурных корней: «Сама архитектура двух столиц взаимосвязана. Даже на этой выставке можно увидеть строения не только московских, но и петербургских зодчих, например, Н. Л. Бенуа [который спроектировал главный корпус в Петровско-Разумовском]. Благодаря этому проекту, гости выставочного центра могут совершить небольшое путешествие по сохранившимся усадьбам: начать с архитектуры классицизма и ампира [Знаменское-Садки, Люблино, Кузьминки], перейти к ландшафтным партерам, французским садам [Кусково, Петровско-Разумовское] и затем оказаться в Михалково – уникальном неоготическом пространстве, которое можно сопоставить с ансамблями в духе Царицыно. Тем не менее, – продолжил Владимир, – здесь совершенно необычная атмосфера. И надо отметить, что если архитектурная фотография – портрет архитектуры, портрет здания, то постройка есть во многом портрет хозяина – графа Панина. Петр Иванович устраивал множество празднеств, в ходе которых ему было удобно рассказывать о своих военных подвигах, и архитектура усадьбы использовалась им риторически – как часть комплексного, театрализованного действа».
Размышлениями о современном виде имений и условно московском взгляде на них поделился фотограф, автор представленных работ Алексей Народицкий: «В Москве усадьбы воспринимаются локально, как фрагменты большого архитектурного наследия. Вот почему нюансы каждого строения стараешься акцентировать, отобразить в отдельном высказывании. Поместья с помощью фотографии можно сюжетно объединить в одну емкую картину прекрасных московских “восторгов”».
Отметим, что в КЦ «Михалково» готовится программа, включающая в себя проведение экскурсий, лекции, мастер-классы, концерты, кинопоказы, в дальнейшем будут организованы литературные и музыкальные вечера и другие культурно-просветительские события.
В рамках программы торжественного открытия около 200 человек приняло участие в экскурсионной программе, за два дня территорию усадьбы посетило более 1500 человек. Мероприятие прошло в творческой атмосфере праздника, все гости остались с хорошими впечатлениями и добрыми воспоминаниями: для всех гостей усадьбы были организованы мастер-класс по каллиграфии «Проба пера», который помог всем желающим освоить базовые элементы письма, познакомиться с историческими образцами стиля и забрать с собой собственноручно выполненный сувенир, также гости КЦ могли «погрузиться» в историческую атмосферу XVIII века, став частью иммерсивного представления, во дворе усадьбы была представлена выставка старинных граммофонов, где можно было послушать их звучание, были проведены мастер-классы по диджеингу, также в зоне винила каждый мог поучаствовать в беспроигрышной лотерее и у всех посетителей была уникальная возможность послушать диджей-сет от автора проекта Библиотеки винила «Chill Vinyl», музыкального продюсера и саунд-дизайнера Мариам Садыговой. Мероприятие позволило не только насладиться усадебным ландшафтом и угощениями, но и культурно отдохнуть, гости делились своими впечатлениями: «Большое спасибо за чудесный культурный центр – стильный, современный, сделанный с большим вкусом и любовью, а также за интересную экскурсию»!
В пространстве представлено две выставки: расположенная на первом этаже музейная экспозиция об истории усадьбы и её владельцев, включающая в себя два блока: посвященный дворянской эпохе и периоду, когда при усадьбе развивалась суконная мануфактура, а также персональная выставка архитектурной фотографии Алексея Народицкого «Михалково в ожерелье московских усадеб», расположившаяся на втором этаже флигеля в выставочном зале «Синтез». Куратором выставки выступил – Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум», сооснователь и главный редактор международного регионального журнала об архитектуре и дизайне «Проект Балтия», куратор санкт-петербургской архитектурной фотогалереи «Точка». Этот проект является результатом совместной работы московского культурного центра и архитектурной галереи «северной столицы». Наблюдая за развитием творчества Алексея Народицкого, по-новому открывается взгляд на ландшафтную архитектуру и урбанистическое пространство московских усадеб, фотограф действует сквозь «объектив» культурной традиции, помогая фокусировать внимание на важнейших архитектурных нюансах. Экспозиция включает в себя фотографии усадеб Михалково, Кузьминки, Знаменское-Садки, Кусково, Петровско-Разумовское. Все эти памятники архитектуры равно интересны в своей исторической ценности. Симбиоз работы фотографа и куратора передает наиболее характерные и вдохновляющие черты московских усадеб.
В своей вступительной речи на пресс-конференции, посвящённой открытию, основатель и креативный директор московского Культурного центра «Михалково» – Светлана Садыгова – подробнее рассказала о создании выставочного комплекса и о культурном «оживлении» усадьбы: «Вместе с реставрацией флигеля мы решили вдохнуть новую жизнь в Михалково и на ее основе создать уникальную творческую платформу. На мой взгляд, фотография сейчас – это референция к современной культуре. Подпитанная современной философией, она стремится к междисциплинарным и межкультурным взаимодействиям с другими культурными областями. Тщательно продумывая концепцию проекта, я стремилась создать единое живое пространство, в котором формируется и развивается не только современная культура, но и содержится историческое наследие, остающееся актуальным в будущем, поэтому мы разместили в одном из флигелей усадьбы историческую экспозицию на первом этаже, коллекцию современной фотографии на втором и третьем этажах культурного центра, а также на третьем этаже располагается авторский проект музыкального продюсера и саунд-дизайнера Мариам Садыговой – библиотека винила «Chill Vinyl», представляющая собой мультиформатную площадку, где можно «окунуться» в атмосферу культуры винила и познакомиться с разными музыкальными жанрами и исполнителями».
Следующим спикером выступила Мариам Садыгова, отметив важность доступности коллекции винила: «Библиотеку винила мы собираемся пополнять дальше, сделать ее доступной для всех. Здесь нет ограничений в возрасте – винил многогранен: от классики, инструментальных композиций до современного эмбиента и популярных треков. Пластинки созданы, чтобы к ним можно было прикоснуться – и физически, и эмоционально, – как это было и раньше, когда вся музыка выпускалась на аналоговых носителях. Сейчас в библиотеке – около 300 позиций».
Куратор выставки Владимир Фролов, развивая тему архитектуры усадеб, подчеркнул, что для Петербурга она тоже актуальна – и отражает общность наших культурных корней: «Сама архитектура двух столиц взаимосвязана. Даже на этой выставке можно увидеть строения не только московских, но и петербургских зодчих, например, Н. Л. Бенуа [который спроектировал главный корпус в Петровско-Разумовском]. Благодаря этому проекту, гости выставочного центра могут совершить небольшое путешествие по сохранившимся усадьбам: начать с архитектуры классицизма и ампира [Знаменское-Садки, Люблино, Кузьминки], перейти к ландшафтным партерам, французским садам [Кусково, Петровско-Разумовское] и затем оказаться в Михалково – уникальном неоготическом пространстве, которое можно сопоставить с ансамблями в духе Царицыно. Тем не менее, – продолжил Владимир, – здесь совершенно необычная атмосфера. И надо отметить, что если архитектурная фотография – портрет архитектуры, портрет здания, то постройка есть во многом портрет хозяина – графа Панина. Петр Иванович устраивал множество празднеств, в ходе которых ему было удобно рассказывать о своих военных подвигах, и архитектура усадьбы использовалась им риторически – как часть комплексного, театрализованного действа».
Размышлениями о современном виде имений и условно московском взгляде на них поделился фотограф, автор представленных работ Алексей Народицкий: «В Москве усадьбы воспринимаются локально, как фрагменты большого архитектурного наследия. Вот почему нюансы каждого строения стараешься акцентировать, отобразить в отдельном высказывании. Поместья с помощью фотографии можно сюжетно объединить в одну емкую картину прекрасных московских “восторгов”».
Отметим, что в КЦ «Михалково» готовится программа, включающая в себя проведение экскурсий, лекции, мастер-классы, концерты, кинопоказы, в дальнейшем будут организованы литературные и музыкальные вечера и другие культурно-просветительские события.
В рамках программы торжественного открытия около 200 человек приняло участие в экскурсионной программе, за два дня территорию усадьбы посетило более 1500 человек. Мероприятие прошло в творческой атмосфере праздника, все гости остались с хорошими впечатлениями и добрыми воспоминаниями: для всех гостей усадьбы были организованы мастер-класс по каллиграфии «Проба пера», который помог всем желающим освоить базовые элементы письма, познакомиться с историческими образцами стиля и забрать с собой собственноручно выполненный сувенир, также гости КЦ могли «погрузиться» в историческую атмосферу XVIII века, став частью иммерсивного представления, во дворе усадьбы была представлена выставка старинных граммофонов, где можно было послушать их звучание, были проведены мастер-классы по диджеингу, также в зоне винила каждый мог поучаствовать в беспроигрышной лотерее и у всех посетителей была уникальная возможность послушать диджей-сет от автора проекта Библиотеки винила «Chill Vinyl», музыкального продюсера и саунд-дизайнера Мариам Садыговой. Мероприятие позволило не только насладиться усадебным ландшафтом и угощениями, но и культурно отдохнуть, гости делились своими впечатлениями: «Большое спасибо за чудесный культурный центр – стильный, современный, сделанный с большим вкусом и любовью, а также за интересную экскурсию»!